Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.
В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).
Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).
Поэтому было предложено полностью изменить процесс оценки работы учителей и ввести сдачу экзаменов по квалификации с 2020 года.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
В первую очередь, стандарт – это повышения качества образования, объективный измеритель квалификации педагога, средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Структура и содержание профстандарта
Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:
• обучение;
• воспитание;
• развитие.
Часть первая: обучение
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
5. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
6. Владеть ИКТ-компетенциями
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
3. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
1. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
2. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
3. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
4. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
5. Умение отслеживать динамику развития ребенка.